Крещение Господне

Крещение (2)

Гос­подь наш Иисус Хри­стос, по воз­вра­ще­нии сво­ем из Егип­та, пре­бы­вал в Га­ли­лее, в го­ро­де сво­ем На­за­ре­те, где был вос­пи­тан, со­кры­вая от лю­дей си­лу Сво­е­го Бо­же­ства и пре­муд­рость до трид­ца­ти­лет­не­го воз­рас­та, ибо не воз­мож­но бы­ло у иуде­ев ни­ко­му ра­нее трид­ца­ти­лет­не­го воз­рас­та при­нять сан учи­те­ля или свя­щен­ни­ка. По­се­му и Хри­стос не на­чи­нал Сво­ей про­по­ве­ди и не яв­лял Се­бя Сы­ном Бо­жьим и «пер­во­свя­щен­ни­ком ве­ли­ким, про­шед­шим небе­са» (Евр.4:14), до тех пор, по­ка не до­стиг озна­чен­но­го воз­рас­та. В На­за­ре­те Он пре­бы­вал с Пре­чи­стою Сво­ею Ма­те­рью, сна­ча­ла при мни­мом от­це Сво­ем, Иоси­фе дре­во­де­ле, по­ка тот был жив, и за­ни­мал­ся вме­сте с ним плот­ни­че­ской ра­бо­тою; а по­том, ко­гда Иосиф умер, Сам про­дол­жал то же де­ло, до­бы­вая тру­да­ми рук Сво­их про­пи­та­ние для Се­бя и для Пре­чи­стой Бо­го­ма­те­ри, дабы и нас на­учить тру­до­лю­бию (Лк.3:23). Ко­гда же ис­пол­нял­ся трид­ца­тый год Его зем­ной жиз­ни и на­сту­па­ло вре­мя Его Бо­же­ствен­но­го яв­ле­ния на­ро­ду Из­ра­иль­ско­му, то, как го­во­рит Еван­ге­лие, «был гла­гол Бо­жий к Иоан­ну, сы­ну За­ха­рии, в пу­стыне» (Лк.3:2), – гла­гол, по­сы­лав­ший его кре­стить во­дою и воз­ве­стив­ший ему зна­ме­ние, по ко­е­му Иоанн дол­жен был узнать при­шед­ше­го в мир Мес­сию. Об этом го­во­рит в сво­ей про­по­ве­ди сам Кре­сти­тель та­ки­ми сло­ва­ми: «По­слав­ший ме­ня кре­стить в во­де ска­зал мне: на Ко­го уви­дишь Ду­ха схо­дя­ще­го и пре­бы­ва­ю­ще­го на Нем, Тот есть кре­стя­щий Ду­хом Свя­тым» (Ин.1:33).

Итак Иоанн, вни­мая гла­го­лу Бо­жье­му, хо­дил по всей стране иор­дан­ской, про­по­ве­дуя «кре­ще­ние по­ка­я­ния для про­ще­ния гре­хов»(Лк.3:3), ибо Он был Тот, о Ко­то­ром пред­рек Ис­айя: «Глас во­пи­ю­ще­го в пу­стыне: при­го­товь­те путь Гос­по­ду, пря­мы­ми сде­лай­те в сте­пи сте­зи Бо­гу на­ше­му» (Ис.40:3; ср Лк.3:4). И вы­хо­ди­ла к нему вся иудей­ская стра­на, и иеру­са­лим­ляне, и кре­сти­лись все у него в ре­ке Иор­дане, ис­по­ве­дуя свои гре­хи (Мк.1:5). То­гда при­шел и Иисус из Га­ли­леи на Иор­дан к Иоан­ну, чтобы кре­стить­ся от него (Мф.3:13). Он при­шел в то вре­мя, ко­гда Иоанн воз­ве­стил о Нем на­ро­ду, го­во­ря: «идет за мною Силь­ней­ший ме­ня, у Ко­то­ро­го я недо­сто­ин, на­кло­нив­шись, раз­вя­зать ре­мень обу­ви Его; я кре­стил вас во­дою, а Он бу­дет кре­стить вас Ду­хом Свя­тым»(Мк.1:7-8). По­сле се­го воз­ве­ще­ния при­шел Иисус кре­стить­ся. Хо­тя Он и не имел нуж­ды в этом, как без­греш­ный и непо­роч­ный, рож­ден­ный от Пре­чи­стой и Пре­свя­той Де­вы Ма­рии и Сам быв­ший ис­точ­ни­ком вся­кой чи­сто­ты и свя­ты­ни, но, так как Он взял на Се­бя гре­хи все­го ми­ра, то и при­шел к ре­ке, чтобы очи­стить их по­сред­ством кре­ще­ния. При­шел Он кре­стить­ся и для то­го, дабы освя­тить есте­ство во­ды, при­шел кре­стить­ся, чтобы и для нас устро­ить ку­пель свя­то­го кре­ще­ния. Он при­шел к Иоан­ну еще для то­го, дабы тот, узрев схо­див­ше­го на кре­ща­е­мо­го Свя­то­го Ду­ха и услы­шав свы­ше глас Бо­га От­ца, был нелож­ным сви­де­те­лем о Хри­сте.

«Иоанн же удер­жи­вал Его и го­во­рил: мне на­доб­но кре­стить­ся от Те­бя, и Ты ли при­хо­дишь ко мне?» (Мф.3:14) Он ду­хом узнал То­го, о Ком за трид­цать лет «взыг­рал ра­дост­но» во чре­ве ма­те­ри сво­ей (Лк.1:44), по­то­му и сам тре­бо­вал от Него кре­ще­ния, как на­хо­дя­щий­ся под гре­хом ослу­ша­ния, пе­ре­шед­шим с Ада­ма на весь род че­ло­ве­че­ский. Но Гос­подь ска­зал Иоан­ну: «оставь те­перь, ибо так над­ле­жит нам ис­пол­нить вся­кую прав­ду» (Мф.3:15).

Под прав­дою свя­той Зла­то­уст ра­зу­ме­ет здесь за­по­ве­ди Бо­жьи, как буд­то бы Иисус го­во­рил так: «по­ели­ку я со­вер­шил все за­по­ве­ди, ка­кие да­ны в за­коне, и оста­лась толь­ко од­на – от­но­си­тель­но кре­ще­ния, то Мне по­до­ба­ет ис­пол­нить и эту». Кре­ще­ние же Иоан­но­во так­же бы­ло Бо­же­ствен­ною за­по­ве­дью, как это вид­но из слов Иоан­на: «По­слав­ший ме­ня кре­стить в во­де ска­зал мне» (Ин.1:33). Кто же по­сы­лал? Оче­вид­но, Сам Бог: «был – ска­за­но в Еван­ге­лии, – гла­гол Бо­жий к Иоан­ну» (Лк.3:2). И еще по­то­му кре­стил­ся Иисус, бу­дучи трид­ца­ти лет от ро­ду, что воз­раст трид­ца­ти­лет­не­го, – по сло­вам Зла­то­уста и Фе­фи­лак­та, удо­бо­пре­кло­нен ко вся­ко­му гре­ху. Ибо воз­раст юно­ше­ский под­вер­жен ог­ню плот­ских стра­стей, при трид­ца­ти­лет­нем же воз­расте – вре­ме­ни пол­но­го рас­кры­тия сил муж­ских – че­ло­век под­чи­ня­ет­ся зла­то­лю­бию, тще­сла­вий, яро­сти, гне­ву и вся­ким гре­хам. По­се­му-то Хри­стос Гос­подь мед­лил при­ня­ти­ем кре­ще­ние до это­го воз­рас­та, дабы во всех воз­рас­тах че­ло­ве­че­ской жиз­ни ис­пол­нить за­кон и освя­тить все есте­ство на­ше и по­дать нам си­лу по­беж­дать стра­сти и осте­ре­гать­ся смерт­ных гре­хов.

По­сле при­ня­тия кре­ще­ния Гос­подь тот­час же, без вся­ко­го за­мед­ле­ния, вы­шел из во­ды. Есть ска­за­ние, что свя­той Иоанн Кре­сти­тель каж­до­го кре­стив­ше­го­ся у него че­ло­ве­ка по­гру­жал до шеи и так дер­жал его, до­ко­ле тот не ис­по­ве­до­вал все гре­хи свои; по­сле се­го кре­ща­е­мо­му доз­во­ля­лось вый­ти из во­ды. Хри­стос же, не имев­ший гре­хов не был за­дер­жан в во­де, и по­то­му еван­ге­лие при­ба­ви­ло, что Он вы­шел из во­ды тот­час (Мф.3:16).

Ко­гда же Гос­подь вы­хо­дил из во­ды, над Ним от­верз­лись небе­са, блес­нул свы­ше свет в ви­де мол­нии и Дух Бо­жий в ви­де го­лу­бя со­шел на Кре­стив­ше­го­ся Гос­по­да. По­доб­но то­му, как в дни Ноя го­лу­би­ца воз­ве­сти­ла об ума­ле­нии во­ды по­то­па, так и здесь по­до­бие го­лу­бя пре­ду­ка­за­ло на окон­ча­ние по­то­па гре­хов­но­го. А в ви­де го­лу­бя свя­той Дух явил­ся по­то­му, что эта пти­ца чи­ста, лю­бит лю­дей, крот­ка, незло­би­ва и не тер­пит ни­че­го смрад­но­го: так и свя­той Дух есть ис­точ­ник чи­сто­ты, пу­чи­на че­ло­ве­ко­лю­бия, учи­тель кро­то­сти и устро­и­тель ми­ра: при­том же Он все­гда уда­ля­ет­ся от че­ло­ве­ка, пре­смы­ка­ю­ще­го­ся ее смрад­ной тине гре­хов. Ко­гда же Дух Свя­той схо­дил, как го­лубь, на Хри­ста Иису­са с неба, то слы­шал­ся глас го­во­рив­ший: «Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный, в Ко­то­ром Мое бла­го­во­ле­ние» (Мф.3:17). И ему по­до­ба­ет сла­ва и дер­жа­ва во ве­ки ве­ков. Аминь.

Свя­ти­тель Ди­мит­рий Ро­стов­ский

Источник: ЖИТИЯ СВЯТЫХ на русском языке, изложенные по руководству ЧЕТЬИХ-МИНЕЙ святителя Димитрия Ростовского с дополнениями и объяснительными примечаниями и изображениями святых. Книга пятая, часть первая: Месяц Январь. — Репринтное издание: М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 208-210.

«Русский портал»

Тропарь Крещения Господня, глас 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак Крещения Господня, глас 4

Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси, и явился еси, — / свет неприступный.

Величание Крещения Господня

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Крестившагося / от Иоанна / в водах Иорданских.