Праздник Обре́зания Господня

Икона
Обрезание Господне. Сверху образ свт. Василия Великого

На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт.17,10-14; Лев.12,3). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк.1,31-33; Лк.2,21). По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол.2,11-12). Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом. Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38-39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6 Деян. 3, 16; Фил. 2, 9-10). Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

Празд­ник Об­ре­за­ния Гос­под­ня про­дол­жа­ет­ся один день и со­еди­ня­ет­ся с празд­но­ва­ни­ем па­мя­ти свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, ар­хи­епи­ско­па Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, от­че­го в на­ро­де он из­ве­стен под име­нем Ва­си­лье­ва дня.

Тро­парь Об­ре­за­нию, глас 1:
Ты, Иисус, си­дя­щий в небе­сах на ог­не­вид­ном пре­сто­ле с Без­на­чаль­ным От­цом и Бо­же­ствен­ным Тво­им Ду­хом, бла­го­во­лил ро­дить­ся на зем­ле от Де­вы, не по­знав­шей му­жа, Ма­те­ри Тво­ей; по­это­му и был об­ре­зан, как че­ло­век, на вось­мой день. Сла­ва все­ми­ло­сти­вой во­ле Тво­ей, сла­ва про­мыш­ле­нию Тво­е­му, сла­ва снис­хож­де­нию Тво­е­му, Еди­ный Че­ло­ве­ко­лю­бец!

Кондак Об­ре­за­нию и Свя­ти­те­лю, глас 3:
Гос­подь всех (все­го) тер­пит об­ре­за­ние и, бу­дучи Бла­го­де­те­лем, об­ре­зы­ва­ет че­ло­ве­че­ские пре­гре­ше­ния, да­ру­ет се­го­дня спа­се­ние ми­ру; ра­ду­ет­ся же на Небе­сах и бо­же­ствен­ный таинник (греч. мист.) Хри­ста Ва­си­лий, све­то­нос­ный иерарх [на­ше­го] Со­зда­те­ля.

Тро­парь Свя­ти­те­лю, глас 1:
Про­по­ведь твоя про­шла по всей зем­ле, при­няв­шей твое сло­во, ко­то­рым ты из­ло­жил до­стой­ные Бо­га ис­ти­ны ве­ры (дог­ма­ты), разъ­яс­нил при­ро­ду все­го су­ще­ству­ю­ще­го, улуч­шил (укра­сил) че­ло­ве­че­ские нра­вы. Ты, цар­ствен­ное свя­щен­ство, пре­по­доб­ный отец наш [Ва­си­лий], мо­ли Хри­ста Бо­га да­ро­вать нам ве­ли­кую ми­лость.

Кондак Свя­ти­те­лю, глас 4:
О, пре­по­доб­ный Ва­си­лий! От­кры­ва­ю­щий небес­ные тай­ны, на­де­ля­ю­щий всех лю­дей неотъ­ем­ле­мым со­кро­ви­щем и за­пе­чатле­ва­ю­щий его сво­им уче­ни­ем, – ты стал непо­ко­ле­би­мым ос­но­ва­ни­ем Церк­ви.
Ве­ли­ча­ние Об­ре­за­нию: Про­слав­ля­ем Те­бя, Хри­стос, По­да­тель Жиз­ни, и по­чи­та­ем пре­чи­стой Тво­ей Пло­ти за­кон­ное об­ре­за­ние.

Ве­ли­ча­ние Свя­ти­те­лю:
Про­слав­ля­ем те­бя, Свя­ти­тель, отец наш Ва­си­лий, и по­чи­та­ем свя­тую твою па­мять, ибо ты мо­лишь­ся за нас Хри­сту – на­ше­му Бо­гу.