Поучение 2-ое. Рождество св. Иоанна Предтечи

(В чем мы можем подражать св. Иоанну Предтече?)

   I.Как преславен в церкви нашей празднуемый ныне пророк Божий, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, это видно из многократных празднований в честь его, в продолжение года, — и еще больше из слов Самого И. Христа, свидетельствовавшаго некогда об Иоанне Предтече. «Аминь, глаголю вам, не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя» (Матф. 11:7-12).
   После этого, нам грешно было бы не знать жизни такого святого мужа, такого великаго пророка Божия.
   1896 с лишним лет тому назад, в св. земле, в двух часах пути от св. града Иерусалима, в горном городе Хевроне, жили благочестивые родители св. Иоанна Предтечи — Захария, священник иерусалимскаго храма, и Елисавета, жена его. Оба они были праведны пред Богом, поступая во всем по заповедям и уставам Господним безпорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных (Лук. 1:5-26)… Однажды Захария, в порядке своей чреды, по жребию, служил пред Богом и, как следовало священникам, взошел в храм Господень для воскурения фимиама; а все множество народа молилось вне в это время. Тогда явился ему ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильнаго. Захария, увидев его, смутился, и напал на него страх. Ангел же сказал ему: «не бойся, Захария; ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына и наречешь ему имя: Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. И многих от сынов израилевых обратит он ко Господу Богу их». И сказал Захария ангелу: «почему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в преклонных летах». Ангел сказал ему в ответ: «я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе сие. И вот ты будешь нем до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которыя исполнятся в свое время». Между тем, народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, вышедши, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение во храме; и Захария объяснялся с ними знаками и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней, зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: «так сотворил мне Господь во дни Свои, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми (Лук. 1:5-26)». И вот Елисавете настало время родить, — и она родила сына. И услышали соседи и родственники ея, что возвеличил Господь милость Свою над ней и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею; но на это мать младенца сказала: «нет; нужно назвать его Иоанном». И сказали ей: «никого нет в родстве твоем, кто бы назывался этим именем». И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Захария потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему (Иоанн значит благодать Господня). И все удивились. И тотчас разрешились уста Захарии и язык его; и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех, живущих в окрестности, — и разсказывали о всем этом по всей нагорной стране иудейской. Все сльшиавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним (Лук. 1:56-67). И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал о благодатных временах Мессии и вслед затем изрек пророческое слово и о своем сыне: «и ты, младенец, наречешься пророком Всевышняго; ибо предыдешь пред лицем Господа, приготовить путь Ему, дать уразуметь народу его спасение в прощении грехов, по благоутробному милосердию Бога нашего». Младенец же возрастал и укреплялся духом, — и был в пустыне до дня явления своего Израилю (Лук. 1:76-80). В 15-й же год владычества Тиверия кесаря, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захариину, в пустыне. И он пошел по всей окрестности иорданской проповедывать крещение покаяния во оставление грехов (Лук. 3:2, 3). И приходили к нему — вся иудейская страна и иерусалимляне и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьяго волоса и кожаный пояс на чреслах своих, а питался акридами и диким медом. И проповедывал, говоря: «идет за мною сильнейший меня, у Котораго я недостоин, наклонясь, развязать ремень сапогов Его, ибо я крестил вас водою, а Тот крестит вас Духом Святым (Мар. 1, 5—9). Лопата Его в руке Его, и очистит Он гумно свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасающим» (Матф. 3:12). В те дни пришел Иисус из Назарета галилейскаго и крестился от Иоанна в Иордане. После того, Иоанн торжественно проповедывал всем о Христе, что Он — Агнец Божий, вземляй грехи мира, — что верующий в Сына имеет жизнь вечную, а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Иоан. 3:36).
   Как же окончил жизнь свою этот великий пророк Божий, Предтеча Господень и проповедник покаяния?
   Ирод, правитель Иудеи, взял Иоанна, связал его и посадил в темницу за то, что Иоанн обличал Ирода за преступную связь его с женою своего брата — Иродиадою. Иоанн говорил Ироду: «не должно тебе иметь жену Филиппа, брата своего». Ирод за то хотел убить Иоанна, но боялся народа, потому что Иоанна почитали за пророка. В день же рождения Иродова, плясала дочь Иродиадина пред собранием и угодила Ироду. Посему он с клятвою обещал ей дать, чего ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: «дай мне сейчас же на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь опечалился, но, по причине клятвы и пировавших с ним, велел дать ей. И послал в темницу отсечь Иоанну голову. И принесли голову его на блюде и подали девице, а она отнесла к матери своей (Матф. 14:3-12).
   Вот, друзья мои, что повествуется в св. евангелия о жизни св. Иоанна Крестителя.
   II. В настоящий раз остановите ваше внимание на некоторых чертах жизни св. Иоанна Крестителя, подражание которым может быть самой лучшей похвалой с нашей стороны св. Крестителю и самой угодной Богу.
   а) Посмотрите, где приготовляется св. Иоанн Предтеча к своему высокому служению? В пустыне! «И» б«е», сказано «в пустыне до дне явления своего Израилю». Когда Ирод дал безчеловечное приказание умерщвлять всех младенцев мужескаго пола в Вифлееме и его окрестностях, тогда праведная Елисавета удалилась вместе с своим благодатным сыном в пустыню; а св. Захария, еще прежде ея кончины, был убит между жертвенником и алтарем. Таким образом св. Иоанн остался один, под кровом Бога, и здесь возрастал и укреплялся, пока не раздался грозный голос его в пустыне: «покайтеся».
   От нас, братия, никто не требует, чтобы мы непременно прервали связь с миром. Но что нам мешает удаляться, наприм., шумных н суетных собраний, где забывают о Боге и предаются только объядению и пьянству, осуждению и злословию, чтобы невредимой сохранить душу свою от приражений греховнаго мира? Христианин! внимательно всматривайся в свои сношения с другими, и если заметишь, что эти сношения не что иное, как сеть паука, коварно уловляющаго свою жертву, то не медли разорвать такия связи, удались от сообщества с порочными людьми, — это твоя обязанность, от исполнения которой зависит благо души твоей, истинное счастие твоей жизни и временной и вечной. «С безумным» тогда «не множи словес, и к неразумному не ходи. Уклонися от него, и обрящеши покой», скажу словами Премудраго (Иис. Сирах.22:12, 14). «Тлят бо обычаи благи беседы злы» (1 Коринф. 15:33). Посему беги, далеко беги, от места таких собраний, где ты можешь совсем заглушить голос своей совести, по причине греховных влечений.
   б) Живя в пустыне, св. Иоанн вкушал только акриды и мед дикий, — хранил, следовательно, самый строгий и продолжительный пост; одежда его была из верблюжьяго волоса, и ременный пояс на чреслах. А мы, христиане, неужели не можем хранить твердо по крайней мере те посты, которые временами налагаются на нас св. церковию? От нас не станут требовать и того, чтобы, подражая св. Крестителю Господню, мы непременно употребляли тот род пищи, которым он удовлетворял свой голод. Хорошо сделаем, если будем есть и пить не для удовлетворения изнеженной плоти нашей, а для приобретения и поддержания сил, необходимых в трудовой жизни нашей. Так же и относительно одежды. Вы помните об одежде Крестителя и поучайтесь тому, чтобы чрез меру об ней не заботиться. Одежда наша назначается для прикрытия нашего стыда и безобразия, а не для того, чтобы ею обращать на себя внимание и употреблять на нее излишния попечения. Одеждою ведь нельзя заслужить славы, любви и уважения. Предтеча ходил в верблюжьей одежде, опоясанной кожаным поясом, а между тем был в большом уважении и почтении. Он и в рубище был велик пред Богом, ангелами и людьми.
   в) Проповедь св. Иоанна Предтечи, как извеетно, имела предметом своим покаяние. Призывая всех к покаянию, св. Иоанн, ревнуя о славе Божией и о благе людей, сильно обличал современные ему пороки, требуя непременнаго со стороны всех исправления своей жизни, чтобы сделаться готовыми к принятию Искупителя. Коснеющим во грехах он грозил гневом Божиим за ослушание. Ничто не страшило грознаго обличителя нравов на пути достижения своих целей; он говорил слова обличения даже книжникам и фарисеям, которые, как почивающие на законе, пользовались великою славою в народе. Усердие его в этом деле было так велико, что не могло быт ничем ослаблено, и только одна мученическая смерть могла заградить уста его.
   Обличители нравов современнаго человечества не пользуются и ныне, слушат., должною любовию и уважением. Да и естественно: «правда всегда глаза колет». Тем не менее всем нам с христианскою мудростью и благоразумием, в духе христианской любви, следует при всяком удобном случае обличать дела темныя. Привести или приблизить человека ко Христу, к вере в Него, к любви и преданности Ему, обратить чью-либо душу к Тому, Кто ищет нас, зовет, любит нас, Кто есть жизнь и радость наша, — это величайшая заслуга пред Богом. «Кто сотворит и научит», говорит Господь, «тот великим назовется в царствии небесном. Кто обратит грешника от ложнаго пути его, тот спасет душу от смерти и покроет множество грехов», говорит апостол (Иак. 5:20). Спасение ближних должно быть выше всякой любви человеческой.
   Если заметишь, что твой знакомый перестал ходить в церковь, молиться Богу, мало или совсем нерадит о храме Божием, зазорной жизнию своею нарушает мир и любовь семейныя, буйным, несговорчивым, самолюбивым характером начинает сбивать других и препятствовать осуществлению добрых намерений общества, насмехается над верой православной и дозволяет себе осуждать служителей алтаря Господня, впадает в пьянство и другие пороки, — нисколько не стесняйся говорить ему правду. Скажи откровенно, что он уклонился с истиннаго пути, попал на ложный путь, который может привести его к погибели. Старайся убедить, чтобы он оставил неправый образ жизни и покаянием очистил себя от грехов, став таким образом на путь Богу любезной добродетели. Это важнейшая христианская обязанность, исполнения которой требует от тебя и Бог и чистая совесть.
   III. Будем молиться св. Крестителю, чтобы он отвратил от нас бездны зол, нами самими на себя навлекаемых, и помог бы с пользою для своего душевнаго спасения провести нам земную жизнь и достигнуть блаженных обителей, где он со Христом пребывает во веки. Аминь. (Извлеч. в сокращ. и с дополнением из проп. прилож. к «Рук. для сел. паст.» за 1882 г. июнь).
Протоиерей Григорий Дьяченко
Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. Том первый. Первое полугодие. (330 поучений).  — /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1896-с.474-477