История праздника Крещения Господня

Начало празднования Богоявления относится к временам апостольским. О нем упоминается и в Постановлениях Апостольских, где говорится: «Богоявления праздник да празднуют, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим Свидетельствованнаго» (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33). Ос­нов­ная и пер­во­на­чаль­ная цель уста­нов­ле­ния празд­ни­ка – вос­по­ми­на­ние и про­слав­ле­ние со­бы­тия яв­ле­ния во пло­ти Сы­на Бо­жия. Пра­во­слав­ная Цер­ковь уста­но­ви­ла тор­же­ствен­ный празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня и на­зва­ла его Бо­го­яв­ле­ни­ем — в этот день Хри­стос не стал впер­вые Бо­гом, а толь­ко явил Се­бя Бо­гом, пред­став как Еди­ный от Тро­и­цы, Сын Бо­жий во пло­ти. Цер­ковь ста­ла при­со­еди­нять к вос­по­ми­на­нию Кре­ще­ния вос­по­ми­на­ние и Рож­де­ства Хри­сто­ва. Во II веке на празднование Крещения Господня и ночное перед этим праздником бдение (богослужение) указывает Климент Александрийский. В Ш веке свои беседы на Богоявление составили священномученик Ипполит Римский и св. Григорий Неокесарийcкий. Святые отцы IV века: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие оставили нам свои глубоко назидательные поучения, произнесенные ими в праздник Богоявления. И, та­ким об­ра­зом, в IV ве­ке по все­му Во­сто­ку Кре­ще­ние и Рож­де­ство празд­но­ва­лись в один день, а имен­но 6 ян­ва­ря, под об­щим име­нем Бо­го­яв­ле­ния.

Празд­но­ва­ние Рож­де­ства Хри­сто­ва 25 де­каб­ря в Во­сточ­ной Церк­ви бы­ло вве­де­но во вто­рой по­ло­вине IV ве­ка. Впер­вые раз­дель­ное празд­но­ва­ние Рож­де­ства Хри­сто­ва и Кре­ще­ния Гос­под­ня бы­ло вве­де­но в Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви око­ло 377 го­да по ука­за­нию им­пе­ра­то­ра Ар­ка­дия. Из Кон­стан­ти­но­по­ля обы­чай празд­но­вать Рож­де­ство Хри­сто­во 25 де­каб­ря рас­про­стра­нил­ся по все­му пра­во­слав­но­му Во­сто­ку.

Святые отцы — Анатолий, архиепископ Константинопольский (V в.), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII в.), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.) — составили каноны, а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX в.) — многие песнопения на праздник Крещения Господня, до сих пор поющиеся в день праздника.